КАРТЫ, ДЕНЬГИ, СМС

Уже не раз писали о том, какие изощренные методы находят мошенники, чтобы обманывать простых граждан. Чаще всего на уловки попадается наиболее незащищенная часть нашего общества – наши с вами бабушки и дедушки.

Читаем про приемы и уловки мошенников, разбираемся, как не стать жертвой обмана, и рассказываем знакомым.

– Мне звонят с какого-то непонятного номера, – рассказывает ижевчанка, пенсионерка Ольга Петровна, – я трубку не беру. Но они все звонят и звонят. Номер какой-то не наш, не местный. Слышала недавно о случаях, что звонят мошенники и представляются банковскими работниками, а потом у людей деньги с карточек пропадают. Как можно себя обезопасить?

ПРЕДСТАВИЛСЯ СОТРУДНИКОМ БАНКА И УКРАЛ 262 ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ

Отделом по Ленинскому району СУ УМВД России по г. Ижевску расследуется уголовное дело по факту хищения крупной суммы денег с банковской карты ижевчанки.

– По словам 46-летней жительницы Ленинского района Ижевска, на ее мобильный телефон позвонил неизвестный мужчина и представился сотрудником банка, – рассказала нам пресс-секретарь Управления МВД России по г. Ижевску Татьяна Кудрявцева. – Ижевчанка, сославшись на занятость, прекратила разговор. Но через 15 минут неизвестный позвонил снова, поинтересовался, довольна ли она услугами, предоставляемыми банком. Ижевчанка, не заподозрив подвоха, рассказала, что ранее она получала процентную выплату по денежному вкладу, но за последний месяц эта выплата не пришла. Собеседник пообещал разобраться в ситуации, попросил назвать номер карты и данные, указанные на ее обороте. После этого звонивший сказал женщине, что через несколько минут деньги поступят на банковский счет, и попросил оставаться на связи. Потом мужчина заверил, что выплата переведена на счет и, не попрощавшись, бросил трубку.

Ижевчанка решила проверить, какая сумма поступила на банковскую карту. Попасть в мобильное приложение получилось не сразу, «система» просила заменить пароль. После изменения данных женщина зашла в «личный кабинет» и выяснила, что со счета похищено 262 000 рублей. Она обратилась в полицию.

Отделом по Ленинскому району СУ УМВД России по г. Ижевску возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 158 УК РФ («Кража, совершенная с банковского счета»). Проводятся оперативно-розыскные и следственные мероприятия, направленные на раскрытие преступления. Уже установлено, что номер мобильного телефона, с которого звонили потерпевшей, зарегистрирован в Московской области.

САМЫЕ ЧАСТЫЕ СХЕМЫ ОБМАНА

Ситуации с хищениями с банковских карт – не новость. Но схемы и методы постоянно меняются. В защите своих денег заинтересованы не только сами вкладчики, но и банки.

Татьяна Жиганшина, управляющий Отделением – Национальным банком по Удмуртской Республике Волго-Вятского ГУ Банка России:

– Чтобы использовать банковскую карту в своих целях, мошенникам нужно узнать ее номер, имя владельца, срок действия, номер CVC или CVV – три цифры, расположенные на обратной стороне карты. Эту информацию они и пытаются получить, придумывая различные уловки. При этом преступники могут представляться кем угодно: правительством, прокуратурой, министерством здравоохранения, Банком России, сотрудниками службы безопасности или менеджерами кредитной организации.

Например, вам может прийти СМС-сообщение или электронное письмо, уведомляющее о неожиданном крупном выигрыше, высокооплачиваемой вакансии, проблемах с вашим банковским счетом и содержащее ссылку или просьбу перезвонить по неизвестному номеру. Перейдя по ссылке, вы можете активировать вредоносный код, который позволит злоумышленникам похитить ваши персональные данные, а перезвонив – пообщаетесь с преступниками лично, и в разговоре они постараются выведать у вас персональную информацию.

По словам Татьяны Жиганшиной, часто мошенник звонить и сам. Он сообщает, что поможет увеличить кредитный лимит, или что ваша карта заблокирована. В любом случае, ему также будут нужны данные: ваши и вашей банковской карты.

Более того, преступники с помощью цифровой телефонии или специальной вирусной программы могут «подделать» номер, который будет отображаться в вашем телефоне при входящем вызове или получении сообщения. С такой схемой обмана недавно столк-нулись клиенты одного из крупнейших банков страны. На экране мобильного высвечивался официальный телефон кредитной организации, а человек, представившийся сотрудником банка, требовал назвать кодовое слово, чтобы заблокировать мошенническую операцию, которая якобы в этот момент проводилась по карте. При этом звонящий сам называл полные реквизиты карты и даже паспортные данные ее обладателя, усыпляя его бдительность. Однако эти данные киберпреступники способны выяснить заранее с помощью все тех же ссылок на вредоносные программы и ресурсы в почте и СМС или фишинговых сайтов, выманивающих у пользователей личную информацию.

ЧТОБЫ НЕ СТАТЬ ЖЕРТВАМИ МОШЕННИКОВ:

– Никогда и никому не сообщайте данные своей карты. Это касается не только ПИН-кода, но и CVV/CVC-кода (трёхзначного числа на обратной стороне карты), кода из СМС, подтверждающего перевод, кодового слова и так далее. Если вам обещают выплаты, компенсации, сообщают о блокировке карты или списании денег и предлагают помочь решить эту проблему – будьте настороже, даже если во время входящего вызова на телефоне отображается номер вашего банка. Прервите разговор и перезвоните в кредитную организацию сами, чтобы во всем удостовериться. Никогда не перезванивайте по телефонам из сомнительных СМС. Контактный номер банка указан на его официальном сайте и на самой карте.

– Запомните, что звонящие вам настоящие сотрудники банков не станут спрашивать реквизиты вашей карты: номер, имя и фамилию владельца, срок действия, секретные коды карты, коды подтверждения СМС-сообщений, кодовое слово. Если вас об этом просят, требуют немедленного ответа, пугая тем, что иначе вы лишитесь своих денег, – значит, перед вами мошенники.

– Снимать деньги и пополнять счет карты лучше в банкоматах, установленных в безопасных местах: отделениях банков, госучреждениях. Перед работой с банкоматом стоит внимательно его осмотреть. Если на клавиатуре или в картоприемнике вы заметили подозрительные устройства – аппаратом пользоваться нельзя.

ЕСЛИ С ВАШЕЙ КАРТЫ ПРОПАЛИ ДЕНЬГИ

Если неизвестные списали деньги с карты без вашего ведома, необходимо в первую очередь срочно позвонить в банк – не в полицию, а в банк! Номер горячей линии указан на обороте карты или на главной странице сайта кредитной организации. Сообщите специалисту о мошеннической операции и заблокируйте карту. Затем запросите выписку по счету и напишите заявление о несогласии с операцией. После этого следует обратиться в правоохранительные органы – по телефону 02 (со всех мобильных 102) или в ближайший отдел полиции.

Если же денежные средства были списаны, например, в счет погашения кредита самим банком без вашего согласия или вы считаете, что кредитная, страховая, мик-рофинансовая компания или другой участник финансового рынка нарушил ваши права – следует обратиться в Банк России. Зарегистрировать жалобу или задать интересующий вопрос можно в Интернет-приемной на сайте cbr.ru или по телефону 8-800-300-3000.

Татьяна Рогожникова

 

Share